10.01.2022
10.01.2022
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального
благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Для того чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо
объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей,
врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной
потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.
Для этого в доу выстроена система работы по формированию
ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного
возраста в процессе физического воспитания.
В работе учитывались следующие факторы:
-индивидуальные
возможности и способности детей к физическому воспитанию;
-игровые
принципы воздействия на детей;
-педагогические
условия создания в группе эмоционально-положительной среды, обеспечивающей
формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей.
Для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни
была разработана система работы по физическому воспитанию: система
физкультурно-оздоровительной работы.
Создание условий для двигательной активности |
Организация рационального питания |
Диагностика |
Система закаливания |
|
в повседневной жизни |
специально организованная |
|||
Оборудование спортивных
уголков групп спортивным инвентарем. Индивидуальный режим
пробуждения после дневного сна (ленивая гимнастика) Утренняя гимнастика (на
воздухе). Поддержание рационального
температурного режима в помещениях детского сада. Прием детей на улице. Физкультура на улице. Подвижные игры. Физкультминутки. Физкультурные досуги и праздники. Ритмическая гимнастика. Дыхательная и корригирующая
гимнастика. Оздоровительный бег. Двигательная активность на
прогулке. |
Организация второго
завтрака (соки, фиточай). Введение овощей и фруктов в
обед и полдник. Замена продуктов для детей
– аллергиков. Питьевой режим. |
Диагностика уровня
физического развития. Диагностика физической
подготовки. Диагностика ЗОЖ. |
Утренний прием детей на
свежем воздухе. Утренняя гимнастика
(оздоровительный бег, ритмика, игровая форма). Ходьба босиком до, и после
сна. Сон с доступом воздуха +17,
+19 º. Контрастные воздушные
ванны. Солнечные ванны. Глубокое умывание. |
Полоскание
рта, полоскание горла минеральной водой. Глубокое
умывание рук прохладной водой. Босохождение. Облегченная
одежда ( на прогулках, в группе, на занятиях по
физической культуре. Витаминный
салат. |
Особое внимание уделяется проведению закаливающих процедур. Для наибольшей эффективности закаливания обеспечиваются:
-
Чёткая
организация теплового и воздушного режима в помещении;
-
Рациональная,
не перегревающая одежда детей;
-
Соблюдение
режима прогулок во все времена года;
-
Сон
при открытых фрамугах;
-
Гигиенические
процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой);
-
Хождение
босиком в группе и летом на прогулке.
Одной из
самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы
прогулка давала эффект, меняется последовательность видов деятельности
детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так,
в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка
начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после
физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
Безусловно,
особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашем дошкольном учреждении
придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях. Именно поэтому используются разнообразные варианты
проведения физкультурных занятий
Занятия по традиционной схеме.
Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой
интенсивности.
Занятия-тренировки в основных видах движений.
Ритмическая гимнастика.
Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд
выявляют победителей.
Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы.
Сюжетно-игровые занятия.
Одним из
важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также
организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие
эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Музыкальное сопровождение создаёт бодрое
настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.
С целью
предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в
однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной
работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки.
Также для
организации самостоятельной двигательной активности детей в группе проводятся
игры с тихим тренажёром.
После сна проводится ленивая гимнастика, которая помогает
улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует
профилактике нарушений осанки и стопы.
Наряду с
различными оздоровительными мероприятиями для формирования ценностного
отношения к здоровому образу жизни в детском саду проводятся
нетрадиционные формы оздоровления детей:
1)
точечный массаж – проводится до завтрака и
после дневного сна;
2)
дыхательная гимнастика – проводится в
различных формах физкультурно-оздоровительной работы;
3)
пальчиковая гимнастика – проводится в любой удобный
промежуток времени;
4)
упражнения на профилактику зрительного
утомления –проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в
зависимости от интенсивности зрительной нагрузки;
В детском саду
проводятся физкультурные праздник с привлечением родителей и развлечения, дни
здоровья. Они приносят детям много положительных эмоций, заряд бодрости.
В работе широко используется наглядная агитация – уголок
здоровья в группе, стенды в детском
саду, альбомы для индивидуальной работы с детьми.