23.06.2021
«…Ребенок, ввиду его физической и
умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая
надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения и должен быть
защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».
Выдержка из Декларации прав ребенка,
принятой Генеральной Ассамблеей ООН
(20 ноября 1959 года)
Первоочередной
проблемой, с которыми приходится сталкиваться современному обществу является
жестокое обращение с детьми, которое превратилось чуть ли не в обычное явление.
Жестокое
обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый
вред их физическому и нравственному здоровью, но и влечет за собой тяжелые
социальные последствия.
Необходимость
защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его
интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных
знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий.
Жестокое
обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и
других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Виды
жестокого обращения с детьми:
1.
физическое,
2.
сексуальное (развращение),
3.
психическое (эмоциональное),
4.
моральная жестокость (пренебрежение основными потребностями ребенка).
Насилие – любая
форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля
силой над другим человеком.
Знаниями
в этой области должны владеть родители, педагоги, психологи, медики, работники
образования, чтобы своевременно обратить внимание на ребенка, на его проблему,
оказать ему необходимую помощь и предотвратить последствия насилия.
1)Физическое
насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых,
в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или
находится под угрозой повреждения.
Признаки
физического насилия над ребенком:
раны
и синяки:
-
разные по времени возникновения;
-
в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);
-
непонятного происхождения;
-
имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);
ожоги:
топография
ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как
правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и
сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые
контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;
укусы:
следы
от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной
арки, отпечатки верхних и нижних резцов, типично наличие кровоподтеков;
«синдром
тряски»:
возникает,
когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его назад и вперед, при
этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти
кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в
глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются
сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие
отпечатки пальцев.
Влияние
моральной жестокости на ребенка
Поведенческие и физические индикаторы проявления моральной жестокости:
-
не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;
-
ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
-
нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи,
запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);
-
не ходит в детский сад, школу, прогуливает уроки, приходит на занятия слишком
рано и уходит из школы слишком поздно;
-
устает, апатичен, сонный вид, опухшие веки, имеет отклонения в поведении.
а
так же:
-неумение
играть;
-
постоянный поиск внимания или участия;
-
крайности поведения - инфантилизм или принятие роли взрослого,
-
поведение в «псевдо взрослой манере»,
-агрессивность
или замкнутость,
-
неразборчивое дружелюбие или не желание общаться;
-жестокость
к животным;
-
раскачивание на стульях,
-сосание
пальцев.
3)
Психологическое (эмоциональное насилие) - как «единократное или
хроническое воздействие на ребёнка или его отвержение».
Признаки
психологической (эмоциональной) жестокости со стороны взрослого:
-
обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
принижение
его успехов, унижение его достоинства;
-
отвержение ребенка;
-
длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны
родителей;
-
совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим
детям;
-
причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
-лишение ребёнка социальных контактов (принуждение к одиночеству);
-предъявление к ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту
или возможностям;
-
негативная характеристика ребенка;
-
постоянное сверхкритичное отношение к нему;
-
оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
нежелание
утешить, пожалеть ребенка, который действительно в этом нуждается;
-
отождествление с ненавистным или нелюбимым родственником;
-
перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
-
открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
Признаки
психологической (эмоциональной жестокости) у ребёнка:
-
задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и
младших школьников);
-
импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание
волос), злость;
-
попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у
подростков);
-
уступчивость, податливость;
-
ночные кошмары, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
-
депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
-нарушение сна, отсутствие аппетита;
-длительно
сохраняющееся подавленное состояние;
-беспокойство,
тревожность, агрессивность;
-склонность
к уединению;
-неумение
общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
-плохая
успеваемость;
-низкая
самооценка;
-чрезмерная
уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
-угрозы
или попытка самоубийства.