23.06.2021
Развивающая предметно-пространственная среда
МБДОУ «Детский сад № 37 «Тополек» (далее – РППС) соответствует требованиям ФГОС
ДО и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Развивающая предметно-пространственная среда в
МБДОУ «Детский сад № 37 «Тополек»
обеспечивает реализацию основной общеобразовательной программы.
МБДОУ «Детский сад № 37 «Тополек» самостоятельно проектируем
развивающую предметно-пространственной среду на основе целей, задач и принципов
ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 37 «Тополек»
РППС – часть образовательной среды,
представленная специально организованным пространством (помещениями МБДОУ
«Детский сад № 37 «Тополек», прилегающими и другими территориями,
предназначенными для реализации ООП ДО), материалами, оборудованием,
электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными
играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и
укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и
коррекции недостатков их развития.
В соответствии со ФГОС ДО возможны разные
варианты создания РППС при условии учета целей и принципов ООП ДО МБДОУ
«Детский сад № 37 «Тополек», возрастной и гендерной специфики для реализации
основной образовательной программы.
В соответствии со ФГОС ДО РППС должна
обеспечивать и гарантировать:
–охрану и укрепление физического и психического
здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики
информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к
их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в
коллективной работе;
–максимальную реализацию образовательного
потенциала пространства МБДОУ «Детский сад № 37 «Тополек», группы и прилегающих
территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также
материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в
соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их
здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
–построение вариативного развивающего
образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми
материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как
с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении
своих чувств и мыслей;
–создание условий для ежедневной трудовой
деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального
развития педагогических работников, а также содействие в определении
собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
–открытость дошкольного образования и
вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в
образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и
воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки
образовательных инициатив внутри семьи;
– построение образовательной деятельности на
основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства
и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную
ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления
развития детей);
–создание равных условий, максимально
способствующих реализации различных образовательных программ в МБДОУ «Детский
сад № 37 «Тополек», для детей, принадлежащих к разным национально-культурным,
религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том
числе ограниченные) возможности здоровья.
РППС обладает свойствами открытой системы и
выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна
быть не только развивающей, но и развивающейся.
Предметно-пространственная среда МБДОУ
«Детский сад № 37 «Тополек» обеспечивает возможность реализации разных видов
детской активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации
детей: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной,
конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и
изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с
потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья,
возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
При проектировании пространства внутренних
помещений МБДОУ «Детский сад № 37 «Тополек», прилегающих территорий,
предназначенных для реализации ООП ДО, наполнении их мебелью, средствами
обучения, материалами и другими компонентами руководствуется следующими
принципами формирования среды.
Развивающая предметно-пространственная среда
МБДОУ «Детский сад № 37 «Тополек» создается педагогами для развития
индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и
интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.
Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
1.содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические и
информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое,
спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям;
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во
взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность
самовыражения детей;
2.трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и
возможностей детей;
3.полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих
РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе
природных материалов) в разных видах детской активности;
4.доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности;
5.безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению
надежности и безопасность их использования, такими как
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной
безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.
При проектировании РППС учитывается
целостность образовательного процесса в
образовательных областях:
социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической
и физической.
Задачи РППС |
||
Обеспечение образовательной деятельности в социально- коммуникативной области необходимо следующее. |
В групповых создаются условия для общения и совместной деятельности
детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях.
Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой
вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими
интересами. На прилегающих территориях также должны быть выделены зоны для
общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных
возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов
проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности
детей. |
|
Обеспечение доступности предметно- пространственной среды для воспитанников. |
Дети должны иметь возможность безопасного беспрепятственного доступа
к объектам инфраструктуры, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности |
|
Обеспечение условия для физического и психического развития, охраны
и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей |
Для этого в групповых и других помещениях должно быть достаточно
пространства для свободного передвижения детей, а также выделены зоны для
разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания
и др. В МБДОУ «Детский сад № 37 «Тополек» имеется оборудование, инвентарь
и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной
активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики. |
|
Обеспечение условий для эмоционального благополучия детей и
комфортной работы педагогических
и учебно-вспомогательных сотрудников. |
||
Обеспечение условия для развития игровой и познавательно- исследовательской деятельности детей. |
Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях
пространство организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том
числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях находится оборудование,
игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в
том числе предметы-заместители. |
|
Обеспечение условия для познавательно- исследовательского развития
детей. |
Выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и
информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной
деятельности детей – книжный уголок и
др. |
|
Обеспечение условия для художественно- эстетического развития детей. |
Помещения должны быть оформлены с художественным вкусом; выделены
помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для
изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей. |