23.06.2021
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах
искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами
образовательной деятельности являются создание условий для:
– развития у детей
интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами
и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе
народного творчества;
– развития
способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
– приобщения к
разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом
самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного
замысла.
В сфере развития у детей интереса к
эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного
творчества
Приобщение к
искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости,
эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту
окружающего мира, произведения искусства.
Приобщение детей к народному и профессиональному искусству
(словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через
ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства;
воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства,
средствах выразительности в различных видах искусства.
В сфере развития способности
к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора и приобщения к разным
видам художественно-эстетической деятельности.
Изобразительная
деятельность. Развитие интереса к различным видам
изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке,
аппликации, художественном труде.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений
изобразительного искусства.
Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при
создании коллективных работ.
Конструктивно-модельная
деятельность. Приобщение к конструированию; развитие
интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами
конструкторов.
Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в
соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет
выполнять.
Музыкальная
деятельность. Приобщение к музыкальному искусству;
формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными
музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при
восприятии музыкальных произведений.
Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха,
чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности,
совершенствование умений в этом виде деятельности.
Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация
самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в
самовыражении.
Приобщение к искусству
младшая
-средняя разновозрастная группа (от 2 до 5 лет) |
Развивать эстетические
чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного
эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту
окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства
(книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с
элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет,
звук, форма, движение, жесты), подводить к различению видов искусства через
художественный образ. Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки
детских работ и т. д. |
старшая -подготовительная разновозрастная группа (от 5 до7 лет) |
Развивать эстетическое
восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к
окружающему, к искусству и художественной деятельности. Формировать интерес к
классическому и народному искусству (музыке, изобразительному искусству,
литературе, архитектуре). Формировать основы художественной культуры.
Развивать интерес к искусству.
Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о
видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство,
литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк). Расширять знания
детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие
произведений изобразительного
искусства. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И.
Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март»,
«Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов
(«Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри»,
«Иван-царевич на Сером волке») и др. Обогащать представления о скульптуре
малых форм, выделяя образные средства выразительности (форму, пропорции,
цвет, характерныедетали, позы, движения и др.). Расширять представления о художниках
— иллюстраторах детской книги (И.
Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин и др.). Продолжать знакомить с народным
декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская,
мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.
Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания
различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы
и др.). Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных
сооружений одинакового назначения. Формировать умение выделять одинаковые
части конструкции и особенности деталей. Познакомить со спецификой храмовой
архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая
часть под куполом) и т. д. Знакомить с
архитектурой с опорой на региональные особенности местности, в которой живут
дети. Рассказать детям о том, что, как и в
каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны
во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец,
Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца и другие — в каждом
городе свои. Развивать умения передавать в художественной деятельности образ
архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники,
резной подзор по контуру крыши Расширять представления детей о творческой
деятельности, ее особенностях; формировать умение называть виды
художественной деятельности профессии деятелей искусства (художник,
композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор
театра, архитектор и т. п).Развивать эстетические чувства, эмоции,
переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных
видах деятельности. Формировать представление о значении органов чувств
человека для художественной деятельности, формировать умение соотносить
органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают,
стихи читают и слушают и т. д.). Знакомить с историей и видами искусства;
формировать умение различать народное и профессиональное искусство.
Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с
родителями). Расширять представления о разнообразии народного искусства,
художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и
мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное
отношение к произведениям искусства. Поощрять активное участие детей в
художественной деятельности по собственному желанию и под руководством
взрослого. |
Изобразительная
деятельность.
Конструктивно-модельная деятельность
младшая
-средняя разновозрастная группа (от 2 до 5 лет) |
Подводить детей к
простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные
умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали
(кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые
постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление,
прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать
чувство радости при удавшейся постройке. Учить располагать кирпичики,
пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника),
ставить их плотно друг к другу на определенном расстоянии (заборчик, ворота).
Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на
столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.).
Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или
надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный
поезд).Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.
Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка
и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол. Приучать детей после
игры аккуратно складывать детали в коробки. |
старшая -подготовительная разновозрастная группа (от 5 до7 лет) |
Формировать интерес к
разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.). Поощрять
желание передавать их особенности в конструктивной деятельности. Учить видеть
конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное
назначение. Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные
решения на основе анализа существующих сооружений. Закреплять навыки
коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии
с общим замыслом, не мешая друг другу. Конструирование из строительного
материала. Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же
объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для
транспорта). Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как
их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать
процесс возведения постройки. Продолжать учить сооружать постройки,
объединенные общей темой (улица,
машины, дома). Конструирование из деталей конструкторов. Познакомить с
разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные
модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции
воспитателя, по собственному замыслу. Познакомить детей с деревянным
конструктором, детали которого крепятся штифтами. Учить создавать различные
конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции
воспитателя. Учить создавать конструкции, объединенные общей темой (детская
площадка, стоянка машин и др.). Учить разбирать конструкции при помощи скобы
и киянки (в пластмассовых конструкторах). |
Музыкальная деятельность
младшая
-средняя разновозрастная группа (от 2 до 5 лет) |
Воспитывать у детей
эмоциональную отзывчивость на музыку. Познакомить с тремя музыкальными
жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти.
Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер
музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать. Слушание. Учить слушать
музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и
определять, сколько частей в произведении. Развивать способность различать
звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменение в силе
звучания мелодии (громко, тихо).
Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек,
детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка,
барабан, бубен, металлофон и др.). Пение. Способствовать
развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) — ля
(си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать
характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно). Песенное творчество.
Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и
веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и
грустных мелодий по образцу. Музыкально-ритмические движения. Учить двигаться в соответствии с двухчастной формой
музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания
музыки и ее окончание. Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и
бег). Учить маршировать вместе со
всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.
Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно
двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять
прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру
музыкального произведения с предметами, игрушками и без них. Способствовать
развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных
образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит
петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д. Развитие танцевально-игрового
творчества. Стимулировать
самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Учить
более точно выполнять движения, передающие характер изображаемых животных. Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить детей
с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном,
колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Учить
дошкольников подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах. |
старшая -подготовительная разновозрастная группа (от 5 до7 лет) |
Продолжать приобщать
детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус. Продолжать
обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик
при восприятии музыки разного характера. Совершенствовать звуковысотный,
ритмический, тембровый и динамический слух. Способствовать дальнейшему
формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку. Обучать
игре на детских музыкальных инструментах. Знакомить с элементарными музыкальными
понятиями. Слушание. Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте
в пределах квинты — терции; обогащать впечатления детей и формировать
музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию
мышления, фантазии, памяти, слуха. Знакомить с элементарными музыкальными
понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт),
творчеством композиторов и музыкантов. Познакомить детей с
мелодией Государственного гимна Российской Федерации. Пение. Совершенствовать
певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять практические
навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре
второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать
внимание на артикуляцию (дикцию). Закреплять умение петь самостоятельно,
индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него. Песенное творчество. Учить самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве
образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на
заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни,
музыкальные пьесы и танцы. Музыкально-ритмические движения. Способствовать дальнейшему развитию навыков
танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в
соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце
эмоционально-образное содержание. Знакомить с национальными плясками
(русские, белорусские, украинские и т.д.). Развивать танцевально-игровое
творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов
при инсценировании песен, театральных постановок. Музыкально-игровое и танцевальное творчество. Способствовать развитию творческой активности детей в
доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре,
пение, танцевальные движения и т. п.). Учить импровизировать под музыку
соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый
котик и сердитый козлик и т. п.). Учить придумывать движения, отражающие
содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами. Учить
самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов.
Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и
самостоятельности. Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении
различных инструментов и в оркестровой обработке. Учить играть на
металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских
народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках;
исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле. |