младшая -средняя разновозрастная
группа
(от 2 до 5 лет)
|
Развивающая
речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со
знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни,
предложи помощь, поблагодари и т. п.). Подсказывать детям образцы обращения к
взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста“», «Предложите:
„Хотите посмотреть...“», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“»). В быту,
в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и
налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на
большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно
драться! Ты уже большой“»). В целях развития инициативной речи, обогащения и
уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям
для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из
жизни.
Формирование
словаря. На основе обогащения представлений о
ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас
детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных
уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть
существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы,
пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности
поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их
свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются,
резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму),
местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание
детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул —
табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка). Учить понимать обобщающие
слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части
суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей,
овощи и фрукты.
Звуковая
культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в
словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к
— г; ф — в; т — с — з — ц. Развивать моторику речевого двигательного
аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и
закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи,
интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие
фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический
строй речи. Продолжать учить детей согласовывать
прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять
существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям
употреблять в речи имена существительные в форме единственного и
множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (ут-ка — утенок —
утята); форму множественного числа существительных
в родительном падеже (ленточек, матрешек,
книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного
овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. Помогать
получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из
подлежащего и сказуемого) распространенные путем
введения в них определений, дополнений,
обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в
зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Связная
речь. Развивать диалогическую форму речи.
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин,
иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей,
мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать
заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не
перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить
«спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).
Помогать доброжелательно общаться друг с другом. Формировать потребность
делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
|
старшая
-подготовительная разновозрастная группа
(от 5 до7 лет)
|
Развивающая
речевая среда. Приучать детей — будущих школьников —
проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь
как средство общения. Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о
чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы
научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему,
какие рассказы (о чем) предпочитают слушать
и т. п. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать
наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением
с воспитателем и сверстниками. Уточнять высказывания детей, помогать им более
точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и
делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать
осваивать формы речевого этикета. Продолжать содержательно, эмоционально
рассказывать детям об интересных фактах и событиях. Приучать детей к
самостоятельности суждений. Формирование словаря. Продолжать работу по
обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение
использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью
высказывания. Помогать детям осваивать выразительные средства языка. Звуковая
культура речи. Совершенствовать умение
различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать
дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с
естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить
называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в
предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную
выразительность речи. Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в
согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать (по
образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с
приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать
правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые
средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и
т. д.). Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и
монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем
и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными
собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить
содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты,
драматизировать их. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах,
о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся
действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать
умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать
умение сочинять короткие сказки на заданную тему. Подготовка к обучению
грамоте. Дать представления о предложении (без грамматического
определения).Упражнять в составлении предложений, членении простых
предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их
последовательности. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с
открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части. Учить
составлять слова из слогов (устно).Учить выделять последовательность звуков в
простых словах.
|