23.06.2021
Семья является институтом первичной
социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие
ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагогам,
реализующим ООП ДО, необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как
условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и
признавать способности и достижения родителей (законных представителей) в деле
воспитания и развития их детей.
Тесное сотрудничество с семьей делает успешной
работу МБДОУ «Детский сад № 37 «Тополек». Только в диалоге обе стороны могут
узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о
ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями
(законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого,
доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле
образования и воспитания детей.
Взаимодействие с семьей в духе партнерства в
деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их
полноценного развития.
Партнерство означает, что отношения обеих
сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Кроме
того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и МБДОУ «Детский сад № 37 «Тополек»
равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения.
Согласие партнеров с общими целями и методами воспитания и сотрудничество в их
достижении позволяют объединить усилия и
обеспечить преемственность и взаимодополняемость в семейном и внесемейном
образовании.
Особенно важен диалог между педагогом и семьей
в случае наличия у ребенка отклонений в поведении или каких-либо проблем в
развитии. Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы
ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. В
диалоге проходит консультирование родителей(законных представителей) по поводу
лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут
быть предприняты со стороны МБДОУ «Детский сад № 37 «Тополек» и семьи.
Педагоги поддерживают семью в деле развития
ребенка и при необходимости привлекают других специалистов и службы
(консультации психолога, логопеда, дефектолога и др.).
Таким образом, МБДОУ «Детский сад № 37
«Тополек» занимается профилактикой и борется с возникновением отклонений в
развитии детей на ранних стадиях развития.
Уважение, сопереживание и искренность являются
важными позициями, способствующими позитивному проведению диалога.
Диалог с родителями (законными
представителями) необходим также для планирования педагогической работы. Знание
педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее решать
образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт.
Педагоги, в свою очередь, также должны
делиться информацией с родителями (законными представителями) о своей работе и
о поведении детей во время пребывания в
МБДОУ «Детский сад № 37 «Тополек».
Родители(законные представители), как правило, хотят знать о
возможностях сотрудничества, способствующего адаптации ребенка к МБДОУ «Детский сад № 37 «Тополек», его
развитию, эффективному использованию предлагаемых форм образовательной работы.
В этом случае ситуативное взаимодействие
способно стать настоящим образовательным партнерством.
МБДОУ
«Детский сад № 37 «Тополек» предлагает родителям (законным представителям)
активно участвовать в образовательной работе и в отдельных занятиях. Родители
(законные представители) могут привнести в жизнь МБДОУ «Детский сад № 37 «Тополек» свои особые
умения, пригласить детей к себе на работу, поставить для них спектакль,
организовать совместное посещение музея, театра, помочь с уборкой территории и
вывозом мусора, сопровождать группу детей во время экскурсий и т. п.
Разнообразные возможности для привлечения
родителей(законных представителей) предоставляет проектная работа. Родители
(законные представители) могут принимать участие в планировании и подготовке
проектов, праздников, экскурсий и т. д., могут также самостоятельно планировать
родительские мероприятия и проводить их своими силами. МБДОУ «Детский сад № 37 «Тополек» поощряет
обмен мнениями между родителями(законными представителями), возникновение
социальных сетей и семейная самопомощь.
Взаимодействие
с семьей строится по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие
Создавать у родителей мотивацию к
сохранению семейных традиций и зарождению новых. Любви к Родине, гордости за ее достижения. Изучение
традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях
воспитанников. Знакомство родителей с возможностями трудового воспитания в
семье и детском саду; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи
взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей. Привлекать внимание
родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском
саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми,
возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.
Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка
ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и
способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей
способности видеть, осознавать и избегать опасности,
Информировать
родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий
пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и
развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания
на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости
создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для
них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать
в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате,
где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны
делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых;
называть свои фамилию и имя; при необходимости — фамилию, имя и отчество
родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной
помощи —«101», «102» и «103» и т. д.).
Привлекать родителей к
активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и
формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям
планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие
формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.
Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения
ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение
правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д.
Знакомить родителей с
достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.
Показывать родителям
значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей
(сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с
социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого
ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и
этнической принадлежности.